Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В Федеральном государственном стандарте для детей с ОВЗ одним из требований к результатам корректирующей работы по преодолению устных расстройств, преодолению и предупреждению нарушений чтения и письма является овладение различными формами связанной речи (диалогической и монологической), типами (устные и письменные) и стилями (общение, повествование, описание, рассуждение). Таким образом, работа по формированию связной речи объявлена одним из приоритетных направлений на государственном уровне.
Согласно многим психолого-педагогическим исследованиям, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) испытывают трудности в восприятии и генерации связного высказывания, в частности, из-за трудностей преобразования одновременных процессов в последовательные, невозможности программирования последовательных рядов, неспособности программировать последовательные серии, невозможность поддерживать программу и нарушение операций развертывания подтверждения [13, 64].
В настоящее время влияние последовательных процессов на развитие речи хорошо изучено. В исследовании А.Н. Корнев показал, что нарушение последовательных функций приводит к трудностям в формировании у детей со слаборазвитой речью в целом навыков письма и чтения, что является причиной развития дисграфии и дислексии. Кроме того, в исследованиях была отмечена роль последовательных процессов в области ребенка в умении считать. В то же время вопрос о влиянии последовательных процессов на развитие связной речи недостаточно известен в литературе, которая определяет актуальность исследуемой проблемы.
Авторы, которые занимались изучением связной речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ряде лингвистических, психолингвистических произведений: А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, П.Я. Гальперин; психологических: С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский; логопедических: В.П. Глухов, А.В. Ястребова, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В. Воробьев; дефектологических: В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов.
На основании выше изложенного, тема настоящего исследования определена как: «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».
Цель исследования — изучить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Объект исследования — связная речь у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Предмет исследования — особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Гипотеза нашего исследования: у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.
Задачи исследования:
1. Описать онтогенез развития связной речи;
2. Рассмотреть психолого — педагогическую характеристику и особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
3. Провести анализ экспериментальных данных изучения уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
4. Дать рекомендации по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики, психологии и логопедии о языке как важнейшем средстве общения и познания; о понимании речи как сложной функциональной системы, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.); теория функциональных систем (П.К. Анохин); теория о закономерном протекании речевых процессов, о взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Р.Е.Левина, Л.С. Выготский).
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ литературы, изучение медико-психолого-педагогической документации детей (речевые карты и анамнез);
— эмпирические методы: беседа с детьми, наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности, проведение констатирующего эксперимента.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, и в возможности применения разработанных рекомендации логопедами, воспитателями, родителями, в ходе работы с детьми данной категории.
База исследования: МАДОУ детский сад № 7 «Солнышко» г. Тюмени
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (47), приложения (3).
Основной текст изложен на 40 страницах. Работа содержит 2 таблицы, 2 рисунка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
1.1 Онтогенез развития связной речи
Связная речь неотделима от мира мыслей: согласованность речи — это согласованность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его способность понимать воспринимаемое и выражать его в логической, четкой и правильной речи [2].
«Связная речь, подчеркнул Ф. Сохин, — это не просто последовательность взаимосвязанных мыслей, которые выражаются точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь, так сказать, объединяет все достижения ребенка в овладении родным языком, в овладении его звуковой стороной, лексикой и грамматической структурой. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне развития их речи. Умение говорить помогает ребенку быть общительным, преодолевать тишину и стеснительность, развивает уверенность в себе» [5].
Речь не является врожденной способностью, но развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и психическим развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Изучение родного языка ребенка происходит со строгой регулярностью и характеризуется рядом характеристик, общих для всех детей. Чтобы понять патологию речи, необходимо четко понять все пути последовательного развития речи у детей в норме, знать законы этого процесса и условия, от которых зависит его успех [8].
Исследователи выделяют разное количество этапов формирования детской речи, они называются по — разному, они указывают разные возрастные ограничения для каждого. А. Н. Леонтьев установил четыре этапа обучения речи у детей [9]:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — дошкольный этап начального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школа — с 7 до 17 лет.
Чтобы процесс развития речи у детей происходил своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Ребенок должен:
— иметь хорошее психическое и соматическое здоровье;
— иметь нормальные умственные способности;
— иметь нормальный слух и зрение;
— иметь достаточную умственную активность;
— нужно устное общение;
— иметь полную среду разговора.
Первый этап подготовительный (от рождения до года).
В настоящее время идет подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляется голосовая реакция: крики и крики. Это правда, что они все еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех частей речевого аппарата: дыхательной, голосовой и артикуляционной [16].
Через две недели ребенок начинает отвечать на голос говорящего — он перестает плакать, слушает, когда говорит с ним. В конце первого месяца вы можете успокоить его мелодичной песней (колыбельной). Затем он начинает поворачивать голову к говорящему или следить за его взглядом. Вскоре ребенок уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет [16].
Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3 — го месяца — лепет — сочетание неопределенно артикулируемых звуков. С 5-ти месячного возраста ребенок слышит звуки, видит среди других артикулирующие движения губ и пытается имитировать. Повторное повторение определенного движения приводит к закреплению двигательного навыка.
С 6 месяцев ребенок произносит индивидуальные слоги подражанием (мама — ма, ба — ба — ба, тя — тя — тя, па — па — па и т. д.).
Подражая, ребенок постепенно перенимает все элементы звуковой речи: не только фонемы, но и тон, ритм, ритм, мелодию и интонацию.
Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звуковые комбинации и связывает их с предметами или действиями (тик — так, дай, дай, смахивай). Но в этот момент он всегда реагирует на все влияния: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает формировать временные связи (запоминание слов и реагирование на них) [18].
В возрасте 7 — 9 месяцев ребенок начинает повторять все более разнообразные комбинации звуков после взросления.
От 10 до 11 месяцев появляются реакции на сами слова (уже вне зависимости от положения и интонации говорящего).
В это время особенно важны условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и т.д.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — дошкольный (от одного года до трех лет).
С появлением у ребенка первых слов завершается подготовительный этап и начинается этап активного формирования речи. В этот момент ребенок уделяет особое внимание артикуляции других людей. Он многократно повторяет, жадно повторяет говорящего и произносит слова сам. В этом случае ребенок путает звуки, переставляет их, искажает их, понижает их.
Первые слова ребенка носят обобщенный смысловой характер. С той же самой комбинацией слова или звука это может обозначить объект, запрос и чувства. Ребенок сопровождает ситуативную речь жестами, мимикой [8].
С полутора лет слово принимает обобщенный характер. Есть возможность понять устное объяснение взрослого, усвоение знаний и накопление новых слов.
В течение 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Словарный запас детей через 1 год и 6 месяцев составляет 10 — 15 слов, в конце 2 — го года —300 слов, через 3 года — около 1000 слов.
Значения слов становятся все более понятными. В начале 3-го года жизни ребенок начинает формировать грамматическую структуру языка. Постепенно в предложении появляются элементы координации и подчиненности слов [10].
В возрасте 2 лет дети практически овладевают навыками использования существительных, единственного и множественного числа существительных, времен и глаголов. Используйте несколько падежных окончаний. На этом этапе понимание языка взрослых намного превосходит возможности произношения [10].
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольной стадии большинство детей по — прежнему имеют неправильное произношение. Можно обнаружить дефекты в произношении хрипов, шипящих, звонких, реже — дефектов в смягчении, звуке и гудении.
В период от 3 до 7 лет у ребенка все чаще развивается слуховая способность контролировать свое произношение, способность исправлять его в некоторых возможных случаях. Другими словами, формируется фонематическое восприятие [11].
В течение этого периода быстрый рост словарного запаса продолжается. Словарь активного ребенка достигает 3000 — 4000 слов в течение 4 — 6 лет. Значения слов дополнительно уточняются и обогащаются разными способами.
Параллельно с развитием словаря происходит также развитие грамматической структуры языка. В дошкольном периоде дети осваивают связную речь. Дети 4-го года жизни используют простые и сложные предложения в речи. Обычно до 4 лет ребенок должен различать все звуки, то есть он должен иметь фонематическое восприятие. К этому времени формирование правильного звукового произношения закончено и ребенок говорит очень четко [15].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бордич, А. М. Методы развития детской речи. Курс лекций для студентов пед. ин — тов по специальности «Педагогика и дошкольная психология». —М..: Образование, 2015. —288 с.
2. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в дошкольном учреждении: сб. методические рекомендации — Санкт — Петербург.: ИНФАНТИЛ — ПРЕСС, 2017. —240 с.
3. Воробьев, В.К. Характеристика связной речи у детей дошкольного возраста с двигательной алалией // Нарушения речи и голоса у детей —М., 2015. — 200 с.
4. Выготский, Л.С. Думать и говорить — 5 — е изд.— М., 2015. —352 с.
5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии — СПб.: Док., 2016. —656 с.
6. Глухов, В.П., Смирнова М.Н. Изучение особенностей связной речи у дошкольников с умственной отсталостью и инвалидностью // Логопедия —№ 3. —2015. 13 — 24 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связного монологического дискурса у детей с ограниченными возможностями в процессе обучения пересказу // Дефектология —2018. —№ 1. —69 — 76 с.
8. Ефименкова, Л. Н. Речевая подготовка у дошкольников: (Дети с ограниченными возможностями)—М.: Образование, 2015. —112 с.
9. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление инвалидности у дошкольников —Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2016. —320 с.
10. Зикеевом, А. Г. Развитие дискурса учащихся из специальных (коррекционных) учебных заведений. — М.: Академия, 2015. —200 с.
11. Карпышеве, Н.Н. Развить рассказ в серии изображений с использованием символической плоскости изображений —2015. —№ 2. — 202 с.
12. Катаева, А.А., Стеблеве, Е.А. Развивающие игры и упражнения для обучения детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями. — М.: Человечество. редактор ВЛАДОС Центр, 2015. —224 с.
13. Короткова, Е.П. Педагогическое воспитание детей дошкольного возраста — М.: Образование, 2016. —128 с.
14. Карпова, С.Н., Травя, Е.И. Психология развития речи у детей. —2017. —192 с.
15. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей — М., 2018. — 200 с.
16. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. —3 — е изд.— М.: значение; СПб.: Доу, 2015—287 с.
17. Ларина, В.Н. Логопедия. Методическое наследование — 2015. — 480 с.
18. Луриа, А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М.: 2016. —96с.
19. Медведев, Т. В. Координация работы логопеда и педагога по формированию связной речи у детей с III уровнем развития речи // Дефектология. —2016. —№ 3. —84 — 92 с.
20. Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети в возрасте 7 — 10 лет. —Ярослав: «Академия Развею», 2015. —144 с.
21. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: принц. для логопеда. — М.: Образование, 2017—208 с.
22. Нищала, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей — инвалидов. —св. СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕССА, 2015. — 528 с.
23. Новикова, Н.Н., Зверева, Н.И. Основы логопедии с аудио — произношением — М.: Академия изд-в — во, 2017. —200 с.
24. Поваляева, М. А. Справочник логопеда. —Ростов — на — Дону: «Феникс», 2017. —448 с.
25. Поляков, А.П. Подготовка детей к школе в детском саду — М.: Педагогика, 2017. —160 с.
26. Правдина, О.В. Логопедия — М.: «Просвещение», 2019. —310 с.
27. Пурин, Е.Е. Преодолеть ОВЗ дошкольников — 2018. — 256 с.
28. Разин, А.А. Развитие речи для дошкольников —2 — е изд., Ред.— М.: Образование, 2019. —223 с.
29. Радзинский, Н.Е. Ребенок. Раннее выявление несоответствий в развитии речи и их преодоление — Воронеж: «МОДЭК», 2015. —256 с.
30. Сазонова, С. Н. Развитие дискурса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями (комплексный подход) — М.: Издательский центр «Академия», 2015. —144 с.
31. Селиверстов, В.И. Логопедические игры работа с детьми: кн. для логопеда — М.: Образование, 2017. —144 с.
32. Семенович, А.В., Халилова Л.Б., Ланина Т.Н. Обучающие модели сенсомоторного уровня реализации когерентного декларирования у детей — инвалидов дошкольного возраста // Дефектология. —2015. —№ 5. —55 — 60 с.
33. Сохин, Ф. А. Развитие речи у дошкольников: Справочник дошкольного педагога. — М.: «Просвещение», 2016. —224 с.
34. Тихеева, Ю. Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) Ф. А. Сохин. —5 — е издание— М.: Образование, 2016. —159 с.
35. Ткаченко, Т. А. Мы учим правильно говорить. Система коррекции ГИА у детей в возрасте 6 лет — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2015. —112с.
36. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник говорит плохо. —св. СПб.: Авария, 2016. —112 с.
37. Федоренко, Л.П. Другие методы развития речи у дошкольников. 2017—239 с.
38. Филичева, Т.Б. Дети — инвалиды: педагогическая помощь логопедам и педагогам — М.: «Гном Пресс», 2017 г. — 200 с.
39. Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии — М.: Образование, 2018. —223 с.
40. Филичева Т. Б., Соболева, А. В. Развитие языка дошкольника —Екатеринбург: Издательство «АРГО», 2015. —80 с.
41. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи учащихся начальной школы. — М.: АРКТИ, 2015. —55 с.
42. Ушакова, О. С. Подумайте над словом: игры в слова и упражнения для дошкольников, 2018. —240 с.
43. Шаховская, С. Н., Худенко Е. Д. Логопедия в детском саду для детей с нарушениями речи. —М., 2015. — 200 с.
44. Шаховская, С. Н Логопедия — М.: VLADOS, 2017. —680 с.
45. Шашкина, Г.Р. Логопедия с дошкольниками: учебник. — М.: «Академия», 2015. —240 с.
46. Эльтоне, Д. Б. Детское психическое развитие. —2 — е издание— М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЕК, 2018. —416 с.
47. Юрова, Р.А., Одинец О.И. Характеристика связного языка детей с ринологией (дошкольный возраст) // Дефектология. —2017. —№ 1. —81 — 83 с.